Космические тросовые системы: от зарождения идеи до наших дней
Впервые космические тросовые системы и способы их применения в космосе были описаны в 1895г.
К.Э. Циолковским в "Грезах о Земле и небе". Для создания искусственной
тяжести К.Э. Циолковский предложил использовать вращающуюся связку обитаемой
станции и балластной массы, соединенных цепью длиной 500 м, а для перемещения
грузов в космосе - цепочку, выпускаемую и втягиваемую лебедкой.
В 1910 г. Ф.А. Цандер выдвинул проект "космического лифта" с 60 000-км тросом,
протянутым с поверхности Луны к Земле. Под действием гравитационных
и центробежных сил такой трос будет постоянно натянут, и по нему, как по канатной
дороге, можно транспортировать грузы.
В 20-30-е гг. идеи К.Э. Циолковского нашли отражение в проектах вращающейся
тросовой космической станции Ю.В. Кондратюка и в фантастических романах А.
Беляева "Звезда КЭЦ" и "Прыжок в ничто". Идеи Ф.А. Цандера
о космическом лифте были развиты в 60-70-е гг. в работах Ю.Н. Арцутанова,
предложившего проект троса, протянутого с поверхности Земли на геостационарную
орбиту и в проекте тросового "космического ожерелья Земли" Г.Г. Полякова.
В 1965 г. в РКК "Энергия" (бывшая ЦКБМ) под руководством С.П. Королева
началась подготовка к первому в мире космическому эксперименту с тросовой
системой. Разработанный проект "Союз-ИТ" предусматривал создание
искусственной тяжести на космическом корабле "Союз", соединённом
километровым стальным тросом с последней ступенью ракеты-носителя, путем приведения
этой связки во вращение. Но после кончины С.П. Королева проект был закрыт,
и работы по тросовым системам в РКК "Энергия" возобновились только
через 20 лет.
Зарубежные идеи и эксперименты
Начало работ в области тросовых систем за рубежом связано с именем итальянского
ученого Дж. Коломбо, разработавшего в 60-70-х гг. (совместно с работавшим
в США итальянским специалистом М. Гросси) многочисленные проекты их практического
применения в космосе и активно выступавшего за развитие такого направления.
В частности, ими выдвинуты идеи электромагнитной тросовой системы и привязного
атмосферного зонда, нашедшие в 90-х гг. практическое воплощение в итало-американских
проектах "TSS-1" и TSS-2".
Реализации проектов "TSS" способствовала поддержка директора одного
из подразделений NASA И. Беки, организовавшего в 1983 г. первую рабочую встречу
специалистов по этой проблеме. После этого состоялись международные конференции
по проблемам космических тросовых систем, проходившие в 1986 г. в Арлингтоне
(США), в 1987 г. в Венеции, в 1989 г. в Сан-Франциско и в 1995 г. в Вашингтоне.
На последней конференции выступили специалисты из США, Канады, Италии, Германии,
Испании, Франции, Австрии, Японии и Китая.
В конце 1966 г. были проведены два американских эксперимента на пилотируемых
кораблях "Джемини" - они соединялись 30-м синтетическими лентами
с ракетной ступенью "Аджена". В первом эксперименте связка космических
объектов вращалась вокруг общего центра масс, а во втором - в устойчивом вертикальном
положении.
В рамках американо-японской программы в 1980-85 гг. были осуществлены четыре
запуска на высоту 328 км зондирующих ракет. В ходе полета полезный груз удалялся
на электропроводном тросе на 400 м (серия экспериментов "CHARGE").
В первых двух экспериментах тросы удалось выпустить только на длину 30 м
и 65 м. В двух последних - тросы были выпущены полностью, что позволило выполнить
исследования электродинамики тросовой системы.
Итало-американский эксперимент “TSS-1” был проведен в 1992 г. Предполагалось
отвести от корабля "Атлантис" итальянский привязной спутник на
электропроводном тросе длиной 20 км и выполнить электродинамические и радиофизические
исследования. Привязной спутник разрабатывала итальянская фирма "Aeritalia" (Alenia
Spazio), а привязную систему - американская фирма "Martin Marietta".
Вследствие зажима троса в лебедке его удалось выпустить всего на 265 м, после
чего трос был втянут обратно.
В феврале 1996 г. в ходе полета корабля "Спейс Шаттл" сделана попытка
повторить такой эксперимент (TSS-R). Теперь трос размотали почти на всю длину,
однако он неожиданно оборвался ("пережегся") из-за короткого замыкания,
вероятная причина - механическое повреждение изоляции. Из-за аварии дорогостоящий
итальянский спутник вместе с тросом ушел на другую орбиту и был потерян.
Тем не менее, в экспериментах серии “TSS” была проведена часть запланированных
электродинамических исследований, в частности, в эксперименте TSS-1R" в
тросе был достигнут ток силой 0,5 А.
После относительных неудач экспериментов "TSS-1" и "TSS-1R" (затраты
составили почти миллиард долларов) программа работ США в области
тросовых систем была пересмотрена. Планировавшийся эксперимент "TSS-2" с атмосферным
зондом, опускаемым вниз с корабля "Спейс Шаттл" на 100-км тросе,
был отменен, а орбитальные эксперименты ограничились проектами, не превышающими по
стоимости 10 млн. долларов.
Еще два американских эксперимента "SEDS-1" и "SEDS-2" выполнены в 1993-94 гг.
От последней ступени ракеты-носителя "Дельта-2" отводились полезные
грузы на тросах длиной 20 км, выпускаемых с помощью катушек, разработанных
американским специалистом Дж. Кэрроллом.
В первом эксперименте отрабатывался безрасходный спуск груза с орбиты, а
во втором - развертывание тросовой системы в вертикальное положение. В 1993 г.
также с использованием ракеты "Дельта-2" проведен эксперимент "PMG" с
электропроводным тросом длиной 500 м, позволивший исследовать некоторые эффекты
электродинамики данной системы.
Канадские эксперименты "OEDIPUS-A" и "OEDIPUS-C" с тросами
длиной 1 км проведены в 1989 и 1995 гг. В мае 1996 г. состоялся запуск двух
американских аппаратов морской разведки с тросом длиной 4 км (эксперимент "TiPS").
Программой длительного полета предполагается исследовать стойкость троса к
воздействию метеорных частиц.
Отечественные разработки и программы
В CCCР были созданы научные школы, занимающиеся теоретическими исследованиями
космических тросовых систем. С конца 60-х гг. эти исследования велись, главным
образом, в Институте прикладной математики (ИПМ) АН СССР такими крупными учеными,
как В.В. Белецкий, В,А. Сарычев, Е.М. Левин (двое последних ныне работают за рубежом).
Исследования механики тросовых систем давно ведутся в Московском государственном авиационно-технологическом
университете (МГАТУ, бывший МАТИ) под руководством В.А. Иванова и Ю.С. Ситарского.
В последние годы подобные исследования начаты в Московском авиационном институте,
Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Военной
инженерной космической академии им. Н.А. Можайского. Изучением электродинамики
и радиофизики тросовых систем занимаются в ЦНИИ машиностроения, Институте
радиотехники и электроники РАН, Московском физико-техническом институте.
В последние годы в НПО машиностроения совместно с Институтом земного магнетизма,
ионосферы и распространения радиоволн разрабатывался проект эксперимента на
станции "Алмаз", где предполагалось отвести на тросе платформу с аппаратурой
для геофизических исследований. В НПО им. С.А. Лавочкина разрабатываются проекты
марсианского тросового пенетратора на базе межпланетной станции "Фобос" и
тросовой системы для обслуживания орбитальной станции на базе спутника "Прогноз".
Институтом космических исследований РАН предложен проект тросовой системы в форме
тетраэдра для исследования электрических и магнитных полей в околоземном пространстве.
В Московском техническом университете связи и информатики ведутся исследования
систем с "бегущими" тросами.
В последнее время проводится работа по тросовым системам с участием иностранных
специалистов. В Самарском авиационном институте и Центральном специальном конструкторском
бюро (ЦСКБ) совместно с немецкими фирмами ведется разработка проекта эксперимента
с привязной капсулой "Rapunzel" на спутнике "Фотон". В ЦНИИМаш
по гранту NASA разработан проект двойной электродинамической тросовой системы
ТЭДОС на корабле "Прогресс-М".
В РКК "Энергия" во взаимодействии с европейскими специалистами разрабатывается
проект возвращения баллистических капсул и грузовых кораблей с пилотируемой
станции при помощи длинных тросов. В 1994 г. в сотрудничестве с немецкой фирмой "Kayser
Threde" был создан проект совместного эксперимента "Tpoc-Rapunzel",
затем по заказу Европейского космического агентства (ESA) прорабатывался эксперимент
тросового спуска капсулы "Радуга".
Возобновившиеся в РКК "Энергия" активные работы по космическим тросовым системам
были направлены на освоение и применение таких систем в рамках
пилотируемых космических станций. Разработанная концепция развития отечественных
работ в этой области предусматривает следующее. На первом этапе - проведение
на орбитальных станциях серии космических экспериментов с тросовыми системами "Трос-1", "Трос-1А",
"Вулкан" и "Трос-2". В перспективе предполагалось создание и опытная
эксплуатация на новой орбитальной станции тросовых систем транспортного, энергетического
и исследовательского назначения, а в еще более отдаленном будущем - создание
орбитального пилотируемого комплекса с многофункциональным использованием технологий
тросовых систем. После развала СССР от этих планов пришлось отказаться. Однако
предложенная еще в конце 80-х годов программа экспериментов представляет отнюдь не
только исторический интерес и вполне может быть осуществлена
в рамках проекта по созданию Международной космической станции.
Космический эксперимент "Трос-1" - оригинальная отечественная разработка,
выполняемая в РКК "Энергия" с 1989 г. Эксперимент предусматривает
исследование механики развертывания, полет и разделение тросовой системы
с отработкой безрасходного орбитального маневра. В программе "Трос-1" предполагалось
создать на орбите тросовую систему, состоящую из станции "Мир" и корабля "Прогресс-М",
соединённых 20-км тросом из синтетического волокна. В течение недели система
должна совершать орбитальный полет, после чего будет осуществлено ее разделение. При
этом корабль перейдет на более низкую орбиту, а станция увеличит высоту орбиты
(такой маневр сэкономит около 150 кг топлива).
Эксперимент "Трос-1А" по своему замыслу аналогичен Трос-1 " и отличается
от него увеличением длины троса до 50 км. Применение троса такой длины позволит
без затрат топлива осуществить спуск грузового корабля с орбиты и его затопление
в заданном районе Тихого океана. При этом орбитальная станция повысит высоту
орбиты почти на 10 км, а экономия топлива составит до 400 кг.
В следующем эксперименте "Вулкан" предполагается развернуть на орбите
модельный аналог электродинамической тросовой системы: из грузового корабля
будет выдвигаться 100-м штанга с приборным контейнером на конце. Размещенная
на корабле и в контейнере электронная аппаратура с плазменными контакторами сможет
выполнить исследования электродинамических характеристик системы и различных
явлений в магнитном поле Земли и ионосферной плазме. Кроме того, на борту
орбитальной станции и на специально развертываемых наземных пунктах планируется
принимать и анализировать излучаемые сверхнизкочастотные радиосигналы. В ходе
20-суточного полета пройдет отработка функционирования в генераторном, двигательном,
элект-ропередающем и излучательном режимах, а также управления ориентацией на
орбите.
Заключительный эксперимент "Трос-2" задумывался как комплекс всесторонних
исследований механики, электродинамики и радиофизики орбитальной тросовой системы,
состоящей из орбитальной станции и грузового корабля, соединенных 20-км кабелем,
по которому движется лифтовая тележка. Размещенная на станции, корабле и тележке
аппаратура позволит осуществить опытную эксплуатацию системы в различных режимах
и провести уточненные исследования ее динамических и электромагнитных свойств.
Предполагалось, что орбитальный полет тросовой системы продлится не менее месяца,
после чего, как и в экспериментах "Трос-1" и "Tpoc-1 A", проводиться ее разделение.
Успешное проведение экспериментов "Трос-1" и "Трос-1 А" позволит приступить к
созданию и последующей эксплуатации на орбитальной
станции транспортной тросовой системы многократного использования для спуска
с орбиты возвращаемых капсул, отработавших кораблей и модулей, ферм и панелей.
Эта же система применима и для периодического подъема высоты орбиты станции
без затрат топлива. По предварительным проработкам, основой системы станет включаемый
в состав станции специальный модуль. В его состав войдет лебедка для развертывания
60-км троса, механизм выдвижения и втягивания 100-м фермы и устройство захвата
и сброса грузов.
После выполнения экспериментов "Вулкан" и "Трос-2" предполагалось
начать разработку штатно эксплуатируемой на станции тросовой системы. На конце
длинного кабеля крепят солнечную или ядерную энергоустановку. Вырабатываемую
электроэнергию от установки предполагается передавать по кабелю на станцию
и использовать для энергообеспечения ее служебных систем и других размещенных
на борту приборов. Кроме того, при двигательном режиме работы системы электрический
ток в кабеле, взаимодействуя с магнитным полем Земли, позволит электродинамически
поддерживать или медленно повышать высоту орбиты станции. Работа в генераторном
режиме за счет частичного снижения орбиты системы даст возможность получать
на станция за короткое время электроэнергию большой мощности.
По материалам Интернет
|